Пролог
… Заканчиваю очередную кампанию в HMM3. Удовлетворения нет. Все слишком идеально, даже елейно. Аккуратные окошечки, красивая графика, анимация. Все сделано добротно, с любовью к мелочам. И все-таки чего-то не хватает. Слишком все понятно и даже предопределено. Будто смотришь хорошо отрепетированный спектакль, в котором главный злодей выбегает на сцену и рассчитанным движением падает, театрально раскинув руки. В голове возникает фраза: “Запрограммированное счастье”. Да, именно такое ощущение вызывает лучшая стратегическая игра 1999 года.
Играть больше не хотелось. Приходят воспоминания. Спешат рыцари, чтобы сразиться на поле брани с супостатами, пролетают, высматривая добычу, огнедышащие драконы, мчатся полчища зергов, чтобы разбиться об оборонительные порядки протосов, в очередной раз вторгаются на землю и получают отпор инопланетяне, флот мршанцев ведет кровопролитные сражения с бурлати за право называться хозяином Ориона…
Мелькают, сменяя друг друга, различные игры, пока не всплывает в памяти та, самая первая и по-прежнему непревзойденная, Цивилизация. Жестокая, но справедливая - вот уж где точно не было запрограммированного счастья! Соседи были вежливы и учтивы, если видели мощь твоей империи, и беспощадны, если чувствовали твою слабость. Далекий прекрасный мир, где ты теперь? …
Первое знакомство “Мечтайте осторожно, мечты иногда сбываются”.
… На “Генерала” я наткнулся через несколько дней, просматривая подборку игр к очередному номеру “КомпьютерПресс”. “Военно-экономическая стратегия… Крутой AI… Игра через интернет…” Словам мы не верим - только фактам. Что, размер архива 1,6 МB? А где же графика? Впрочем, графика - это еще не самый основной показатель, архив Цивилизации тоже занимал около 2 МB. Вперед! Install…
Запускаю General.exe, любуюсь заставкой, начинаю новую игру. Простой понятный интерфейс, каждое окно снабжено подсказкой в виде плывущего текста. Выбираю самый простой уровень, всего 2 государства - Россия и Германия. Хожу… и к 20 ходу терплю сокрушительное поражение! Тут же, на графиках наблюдаю всю динамику своего недолгого правления: мой компьютерный противник легко обогнал меня по всем показателям и несколькими расчетливыми ударами положил конец моему бессмысленному существованию.
Как же так? И это на самом простом уровне?!? Скептицизм как рукой сняло, возникает жажда реванша. Неужели я не смогу уделать эту компьютерную железку? Надо повнимательнее почитать Help… Нажимаю F1, читаю и начинаю испытывать поистине экзистенциальный восторг. Молодец автор, пять баллов! Такого краткого, емкого и полного едкого юмора описания любимых стратегий я не видел больше нигде!…
Ну а теперь - в бой!
Общее описание “Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”.
“Генерал” - это пошаговая стратегическая игра, где вам достается роль правителя государства. В игре могут участвовать от 2 до 20 игроков, как людей так и компьютерных генералов. В начале игры создается случайная карта и игроку предоставляется возможность выбрать себе территорию. Цель игры - завоевать все государства и стать полноправным хозяином мира.
Большинство процессов протекают в государстве автоматически. Население исправно прирастает каждый год на определенную величину (хотя общая численность ограничена размерами территории). Крестьяне засевают имеющиеся площади зерном и в конце года собирают урожай. Ученые совершают открытия в соответствии с научной доктриной государства, солдаты выполняют приказы своих генералов, а из казны и тем и другим регулярно выплачивается жалование.
Набор вопросов, которые должен решать правитель, относятся скорее к макроуровню: какую часть территории засеять зерном, сколько подготовить ученых и солдат, какие научные направления развивать в первую очередь и какую внешнюю политику проводить в отношении своих соседей.
Дела внутренние
Экономика является основой благосостояния и обороноспособности любого государства. Сама экономическая модель в “Генерале” очень проста: крестьяне (свободная часть населения, не занятая военной службой или наукой) засевают часть территории своей страны зерном, а затем собирают урожай ровно вдвое больший, чем было засеяно.
На деле все оказывается намного сложнее, так как уровень экономического развития очень сильно зависит от достижений в сфере науки. Существует 6 научных направлений, которые можно развивать: рост численности населения (увеличивает ежегодный прирост), плотность населения (большее количество людей может проживать на той же территории), аграрный уровень (больше зерна можно засеять на той же площади), финансовый уровень (больше денег можно выручить за тот же объем зерна), военный уровень (повышает мастерство солдат в бою) и научный уровень (ускоряет осуществление самих открытий).
Поэтому, чтобы получить эффективно работающую экономику, необходимо уделять серьезное внимание науке и поддерживать оптимальное соотношение между количеством ученых и остальным населением.
Дела внешние “Война есть продолжение политики другими средствами”.
Занимаясь внутренними делами, нельзя забывать о соседях. Через некоторое время после начала игры наступает момент, когда для продолжения экономического роста необходимо расширение жизненного пространства. И здесь на смену экономическим методам приходят методы военные. Чтобы расширять собственную территорию и чувствовать себя в безопасности, государству необходимы опытные солдаты и хорошо обученные генералы.
О генералах надо поговорить особо, так как именно они составляют ударную силу ваших армий, без которых солдаты, даже обученные и подготовленные, не более чем пушечное мясо. “Воевать не числом, а умением”, - говорил Суворов и был абсолютно прав. Успех боя зависит не столько от количества солдат, сколько от опытности их полководцев.
Генералы в игре - наиболее ценный “штучный” товар, правильное управление которыми определяет успех всей военной кампании. Генерал имеет несколько важных характеристик: возраст (каждый генерал гарантированно проживет до 60 лет), мастерство (знание и умение применять в бою разнообразные тактические приемы), обучаемость (скорость повышения мастерства в режиме обучения) и быстрота (более быстрый генерал нападает первым и захватывает большую территорию).
Все эти характеристики можно произвольно выбирать при покупке генерала. Но не стоит и мечтать купить в начале игры молодого, быстрого и опытного генерала - он стоит баснословных денег! Придется купить не очень опытного и учить его прежде, чем отправить в бой.
Генералы могут выполнять следующие приказы: напасть на соседнее государство (и, в случае победы, захватить часть вражеской территории), стоять в обороне (обороняющиеся солдаты имеют 1,5-кратное преимущество над нападающими), учиться (повышать уровень мастерства) и отдыхать (у генерала есть еще одна характеристика - усталость; если генерал не вылезает из боев, то усталость накапливается, и солдаты под его руководством начинают плохо сражаться).
Достоинства и особенности игры
Одним из основных достоинств “Генерала” является глубоко продуманная, тесная взаимосвязь всех элементов. Неважных, второстепенных моментов в игре просто нет, как нет и однозначной выигрышной стратегии. Мир очень хорошо сбалансирован.
Другой отличительной особенностью игры является компьютерный AI. Он - просто великолепен! Компьютер играет честно, не подсматривает за вашими решениями, не делает различий между игроком и другими компьютерными оппонентами. Компьютерный игрок ведет себя почти как человек - не обижает слабых, не любит агрессоров, помнит о всех ваших недружелюбных действиях и при случае обязательно отомстит! Ну, а на счет силы… Попробуйте-ка выиграть на максимальном уровне сложности с 19 противниками!!! :-)
В “Генерале” применяется режим одновременного хода. Это означает, что игра является пошаговой, но все ходы игроков просчитываются одновременно, а не друг за другом. Эта модель дает возможность игроку подумать, прежде чем совершить ход (пошаговость), и допускает приемлемую реализацию режима мультиплеера (из-за одновременного хода и небольших затрат на один ход).
Освоить “Генерала” достаточно просто: интерфейс игры интуитивно понятен, назначение и взаимосвязь большинства параметров игры подробно расписаны в Help’е. В режиме “Тренировка” каждый ход можно наблюдать за развитием своих противников по графикам.
Недостатки
Полностью отсутствует дипломатия, все взаимоотношения с соседями строятся исключительно на основе военных конфликтов. Нет возможности заключить военный союз или перемирие. В результате, как только какое-то государство набирает силу и проявляет агрессивные намерения, все соседи дружно наваливаются на него.
Отсутствие режима тактических сражений; минимальная графика, в результате чего приходится просматривать длинные текстовые описания вместо того, чтобы наблюдать за боем наглядно; нет возможность покупать и тренировать различные виды войск.
Заключение
Внешне “Генерал” выглядит просто и незатейливо. Но за этой простотой скрывается отличная “умная” стратегия, которая по достоинству будет оценена настоящими ценителями жанра. Замечательная игра, достойная продолжательница дела великой Цивилизации!
Играйте в Генерала!
Дополнительная информация
Разработчик игры: NewGame Software (http://newgame.da.ru) Статус игры: freeware Системные требования: Pentium-100/16 OC: Windows 95/98/NT/2000 URL: http://newgame.agava.ru/download/gen44r.zip
Петр Хагги (peterh@mail.ru ) |